Новости

Что нужно знать родителям о переходном возрасте?
Переходный возраст – это период перехода ребенка во взрослую жизнь. Происходит процесс полового созревания (пубертат), который под воздействием гормонального всплеска, приводит к изменениям в характере, поведении, внешности, увлечениям.
Что происходит с психикой подростка, и какая должна быть реакция родителей на эти изменения?
Психологи различают несколько периодов взросления ребенка, которые являются условными и могут немного отличаться по продолжительности.
- Ранний подростковый период длится с 10 до 14 лет. В этом возрасте у подростка ломается голос, может увеличиваться вес, появляются волосы, где их прежде не было. Это в свою очередь влияет на координацию, скорость мышления, эмоциональность. Меняются авторитеты, теряется значимость родителей, ребенок стремиться к сепарированию и самостоятельности. Зачастую в этот период ребенок выражает свои эмоции единственным понятным ему способом – агрессией и злобой.
- Средний подростковый период приходится на 15-17 лет. Хоть физически он выглядит достаточно взрослым, таковым его нельзя назвать в психологическом плане. В этом возрасте очень важно чтобы подросток оказался в кругу единомышленников, людей близких по духу, с которыми интересно общаться, и к чьему мнению он прислушивается. Правда, не всегда получается завести настоящую дружбу, что может огорчать, нервировать, провоцировать конфликты, через которые ребенок будет стремиться к самоутверждению через буллинг.
- Поздний подростковый этап начинается в 18 лет, и, как отмечают психологи, может быть достаточно продолжительным - до 24 лет. Длительность этого периода зависит от того, на сколько подросток готов принять на себя социальную роль взрослого человека. Финалом этапа взросления становится формирование ценностей, определение направления взрослой жизни, эмоциональная стабильность и независимость.
Психологические трудности переходного возраста
Особенно остро у подростков стоят такие проблемы, как принятие себя, своей внешности, поведения, эмоций, желаний.
Подростка могут интересовать вещи, которые не одобряют родители. Его беспокоит мнение окружающих, их оценка его поведения. Он задается вопросом, примет ли его общество и семья таким, какой он есть. Боязнь отвержения – один из самых главных страхов в этом возрасте. Отвергнутый подросток может попасть под влияние плохой компании.
Возможные черты подросткового возраста – низкая самооценка, замкнутость, стеснительность, снижение успеваемости в школе, ухудшении спортивных достижений, конфликты со взрослыми, вовлечение в рискованные ситуации, интерес к никотину, алкоголю, наркотикам, суицидальные наклонности.
Советы родителям
- Принимайте его чувства
Вместо того, чтобы злиться, выходить из себя, манипулировать, старайтесь проговорить ситуацию, делая акцент на его и свои чувства. Например, «я тревожусь, когда ты задерживаешься с друзьями» или «ты злишься, что я отнимаю твое время, но мне очень нужна твоя помощь».
- Дом должен быть безопасным местом.
Ребенку нужно чувствовать себя в безопасности дома. Не вешайте на него взрослые проблемы, не перегружайте домашними делами, не грозите расправой, будьте с ним в одной команде: «не ты плохой, а ситуация не очень».
- Не шутите над внешностью и не сравнивайте его со сверстниками.
- Предоставьте самостоятельность.
Подросткам нужна большая самостоятельность и ответственность. Позволяйте ему делать выбор, брать на себя ответственность, давайте ему право на ошибку. Но не забывайте четко очерчивать границы. Подросткам нужны границы и понятные правила (в первую очередь это касается моральных принципов, заботы о своем здоровье, этики в отношениях). Границы должны задавать ориентиры, обеспечивать поддержку.
- Любите ребенка.
Главное, чтобы у подростка всегда было ощущение, что благодаря родителям у него есть достаточно сил, чтобы идти дальше своим путем. Он должен быть уверен, что его любят и принимают таким, какой он есть.
- Не запрещайте ради запрета.
Отговорить или наоборот убедить в чем-то подростка сложно. Важно предоставлять достоверную информацию, объяснять последствия, договариваться и искать компромисс, а не запрещать и наказывать. Если приоритетным способом воспитания становятся методы подавления и усмирения — нагружать работой или учебой, отбирать телефон или компьютер, запрещать гулять с друзьями, — это чревато потерей собственной мотивации, подменой своих желаний на чужие. Да, такие дети более удобны в труде или быту, но есть вероятность того, что в будущем им сложно будет хотеть чего-то для себя и понимать свои желания.